Ранняя профориентация
Вопросы выбора профессии начинают всерьез интересовать старшего подростка (14-16 лет), когда он задумывается о выборе будущей специальности и учебного заведения. Но в идеале база профессионального самоопределения должна закладываться задолго до подросткового возраста, на стадии конкретно-наглядных представлений о мире профессий.
Учеба в школе выявляет отношение школьника к разным учебным предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной и т.д. Поэтому ранняя профориентация детей служит для выявлением сферы интересов детей и обогащением этой сферы знаниями о новых профессиях. Обычно она направлена на определение специализированного класса (математический или другие) или дополнительных занятий по интересам.
В чем же необходимость профессионального самоопределения детей в начальной школе? Для того, чтобы ответить на этот вопрос необходимо понять стадию формирования профессионального самоопределения в раннем возрасте. Стадия зарождения наглядных представлений о мире профессий охватывает период с 2,5-3 лет и продолжается вплоть до начала предподросткового возраста (10-12 лет). В процессе развития ребенок получает разнообразные представления о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть опыт водителя, медсестры, учителя, основываясь на наблюдениях за взрослыми.
В начальной школе, когда учебная деятельность становится ведущей, определяющей развитие школьника, важно расширять представления о разных профессиях. Некоторые особенности профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, интересных случаев и впечатлений взрослого человека.
На этой стадии формируется наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самоопределения. Именно поэтому очень важно создавать разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы на основе этих впечатлений подросток мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно.
Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем. Поэтому основной задачей профориентационной работы в начальных классах будет расширение кругозора ребенка о профессиях в процессе общения со взрослым.
При организации профориентационной работы в начальной школе важно учитывать, что у детей в этот период формируется трудолюбие, возникает интерес к профессиям родителей и людей ближайшего окружения, проявляется интерес к наиболее распространенным профессиям, основанный на практическом участии учащихся в различных видах познавательной, игровой, общественно-полезной деятельности.
При этом необходимо постепенно формировать у детей понимание слова «профессия».
Спрашивая у детей «Что такое профессия?», в ответ часто можно услышать «Врач, повар, водитель…». Затем желательно перейти к вопросу: «А какие знания нужны, чтобы ими стать? А что нужно знать людям, которые выбрали эту профессию...?». В итоге постепенно формируется понятие «профессия», позже с детьми можно объединять профессии по качеству физической подготовки, творчеству способу деятельности («одни учат, другие лечат, третьи ремонтируют, варят и т.п.) и другим признакам. Таким образом, возникает потребность начать об этом разговор с детьми на специальных занятиях по профориентации.
В младшем школьном возрасте профориентационные занятия направлены на создание у детей конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Именно эти представления создают психологическую основу для дальнейшего развития профессионального самосознания.
Задачи профессионального самоопределения для младших школьников:
- дать общие сведения о трудовой деятельности;
- дать общие сведения о содержании труда самых распространенных профессий;
- дать общие сведения о правилах поведения в процессе трудовой деятельности;
- сформировать мотивацию и интерес к трудовой и учебной деятельности, стремление к коллективному общественно-полезному труду;
- воспитывать трудолюбие, старательность, аккуратность, настойчивость в доведении дела до конца, бережное отношение к результатам своего труда.
Автор статьи
Другие статьи автора
Кейсы связанные с данной статьей
Работа с целью: проверка на истинность
Однажды ко мне пришёл клиент с запросом: «Хочу пойти учиться на бизнес-тренера, но сомневаюсь, нужно ли мне это»...
Негативные бессознательные убеждения
Екатерина никак не могла найти работу. Несмотря на то, что опыт и навыки позволяли ей занимать топовые позиции.
Похожие статьи
Преимущества нашего сервиса
Прозрачная работа
Предоставляем прямой доступ к психологу без лишних вопросов и консультаций. Можно оставить запрос онлайн прямо на сайте.
Тщательно отбираем специалистов
Наша база постоянно пополняется квалифицированными психологами из самых разных областей психотерапии.
Бесплатно для Вас
Сервис бесплатен для клиентов. Вы выбираете специалиста и платите только за консультацию (напрямую психологу).