Как услышать друг друга?!
А как часто у нас возникает желание общаться?
Всегда ли мы чувствуем, что нас услышали, а не обесценили наши слова?
Есть одна интересная притча о желании общаться:
«В 1981 году странник прогуливался с женой по улицам Праги и увидел юношу, рисовавшего дома вокруг. Ему понравился один из рисунков, и он решил купить его.
И, протягивая деньги, заметил, что юноша — без перчаток, хотя на улице минус пять.
— Почему ты без перчаток? — спросил он художника.
— Чтобы можно было держать карандаш.
Они разговорились, и юноша предложил сделать портрет жены странника, причём бесплатно.
Ожидая, когда портрет будет готов, странник вдруг осознал: он почти пять минут разговаривал с юношей, хотя ни слова не знал на его языке. Они объяснялись жестами, мимикой, улыбками — и желание общения было столь велико, что они сумели обойтись без слов».
А как часто у нас возникает желание общаться?
Всегда ли мы чувствуем, что нас услышали, а не обесценили наши слова?
Что наша высказанная позиция по обсуждаемой теме интересна и имеет право на существование?
И, в конце концов, чувствуем ли мы, что наше общение было взаимно полезным?
Многие наши диалоги строятся по заранее известной схеме, превращая общение в подобие монолога одного из говорящих, а другого – в «вежливого» слушателя, даже не вникающего в тему. Мы просто упрямо ждем, когда закончит говорить собеседник, чтобы высказать ему свое мнение или, что еще хуже, обесценить его слова, возразив: «Ну, ты знаешь, нет…» Дальше больше: один из слушающих собеседников получает указание или совет на изменение своего поведения вне зависимости от того, просят его о совете или нет.
Конечно, такой вид коммуникации не приносит участникам беседы никакого удовлетворения. Мы все дальше отдаляемся и перестаем инициировать контакт (конечно, если это не служебная или семейная необходимость).
Как же изменить ситуацию, если есть желание быть услышанным?
Я считаю, что начать нужно с себя. Во время любой коммуникации сфокусируйтесь на каждом слове говорящего с вами человека. Слушайте, вникайте, искренне старайтесь понять, что он хочет вам сказать, не перебивайте и не давайте советов. Вас же об этом не просят.
Самое сложное — проявить эмпатию и действительно услышать собеседника и его точку зрения, а тренировать этот навык можно, например, с помощью прослушивания неизвестных вам классических музыкальных произведений.
Как это работает? Неизвестное произведение создает у нас эмоцию интереса и обостряет внимание. Прослушивая сложные гармонические обороты, мы начинаем искать в музыке шаблоны (определенные завершенные мелодические ходы), и если этого не происходит, то внутренне мы удивляемся и с еще большим желанием продолжаем прослушивание.
Возможно, услышанное музыкальное произведение станет одним из самых любимых, а может быть его придется послушать еще несколько раз, чтобы понять всю глубину изложения и красоту музыки! Одно из моих недавних музыкальных открытий — «Этюд ля минор» Сибелиуса (Denis Matsuev — Sibelius — Piece for Piano No 2, Op 76).
Так же и в нашем общении. Каждый собеседник – это нечто новое и неизведанное, совсем как неизвестное музыкальное произведение. Вслушиваясь в его речь, мы даем ему шанс быть услышанным и понятым, а себе — расширить картину мира.
В заключение я предлагаю посмотреть вам один из любимых мультфильмов о коммуникациях – наберите в Ютубе его название «Фигуры и формы».
Автор статьи
Другие статьи автора
Кейсы связанные с данной статьей
Деньги, папа и отношения
Вопрос самооценки — один из важнейших в терапии. Нередко именно самооценка приводит людей в кабинет психолога. И многие знают, что отношение к себе формируется из набора факторов (индивидуальных для каждого). Так какие это могут быть факторы? И как они на нас влияют?
Похожие статьи
Преимущества нашего сервиса
Прозрачная работа
Предоставляем прямой доступ к психологу без лишних вопросов и консультаций. Можно оставить запрос онлайн прямо на сайте.
Тщательно отбираем специалистов
Наша база постоянно пополняется квалифицированными психологами из самых разных областей психотерапии.
Бесплатно для Вас
Сервис бесплатен для клиентов. Вы выбираете специалиста и платите только за консультацию (напрямую психологу).