Конфликт и эффективное поведение в конфликте
house
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
города
Санкт-Петербург
Ярославль
Воронеж
Владивосток
Хабаровск

Конфликт и эффективное поведение в конфликте

Ученики спросили Учителя: "Почему люди кричат, когда ссорятся?" - и Учитель ответил: "когда люди недовольны друг другом, их сердца отдаляются. Люди это чувствуют и кричат, чтобы перекрыть расстояние. Но только беда в том, что крик не сокращает, а лишь увеличивает это расстояние между людьми. И может случиться так, что обратную дорогу друг к другу уже нельзя будет найти"

Думаю, вы замечали, что наше сознание довольно часто играет с нами такую штуку: когда у нас есть определенное личное, субъективное представление о каком-нибудь событии, это представление как будто управляет нашим поведением, мы непроизвольно, сами того не желая, выбираем варианты, подходящие под наше определение, которое сформировано прошлым опытом. В ситуации конфликта довольно часто большую роль играет представление человека о том, что конфликт — это непременно ссора, скандал, взаимные обиды и претензии. Таким образом, наше сознание как будто уже протаптывает нам определенную дорожку, с которой не свернуть. Я в своей практике замечаю, что иногда бывает достаточно исследовать личное толкование события, заметить неполезную для человека трактовку для того, чтобы затем увидеть более эффективную стратегию.

  • Итак, вопрос: «Что это для ВАС?»  - и далее: «Как можно посмотреть на событие конфликта иначе?».

Например, что конфликт это не значит ссоры, взаимные оскорбления, гнев? Возможно, при понимании нейтрального значения этого слова будет гораздо проще находить взаимовыгодное решение?

А что, если взглянуть на конфликт, как на столкновение несовпадающих интересов? И как вам кажется, ведь это скорее всего нормально, что мы все разные и у каждого из нас интерес свой? И когда становится очевидным, что это явление естественное, возможно, будет проще его признавать как имеющее право на существование и уважать позицию другой стороны, а также свою собственную. Удастся снять негативную трактовку этого события. На мой взгляд, это увеличивает шансы более благоприятного исхода. Из этой отправной точки легче справиться с личными эмоциями, которые возникают, когда мы оказываемся лицом к лицу с интересами другой стороны и выстроить хорошие межличностные отношения.

Итак, есть несовпадающие интересы, заслуживающие уважения, внимания, времени на рассмотрение. Мы подходим вплотную к цели конфликта. Что в итоге должно произойти? Во что мы вкладываем столько энергии? Логичный вывод, что, если есть несовпадающие интересы, процесс конфликта должен привести к некоему решению, которое бы устроило всех участников.

Довольно часто в связи с ситуацией конфликта я слышу слово «компромисс». Это тоже может быть вариантом решения, однако компромисс – это уступка. А значит, временное явление. Неудовлетворенность результатом при уступке может остаться и проявит себя в том или ином виде. Имейте это ввиду, когда решаете вопрос конфликта с помощью компромисса.

Каким же может быть идеальный исход конфликта? Как найти то самое третье решение, которое неочевидно, когда мы вступаем в конфликт? Интересно, что ответ является и оптимальным способом прохождения процесса конфликта: это сотрудничество. Это слово вытекает из нейтральной формулировки события конфликт: есть несовпадающие интересы, ситуация в которой без третьего решения не обойтись. Единственный выход – сотрудничество.

Заметьте, исчезает негативная коннотация процесса конфликта и появляется конструктивное содержание. Сотрудничество подразумевает под собой следующие навыки психологии общения:

  1. Иметь внутреннюю цель на конфликт, уметь ее описать от себя, без перехода на личность оппонента, критики, домысливания.
  2. Прояснить позицию оппонента, задавать вопросы, повторять, уточнять, терпеливо и дружелюбно.
  3. Найти точку пересечения интересов: вносите предложения, обсуждайте их, не отвергая, выделяйте важное для себя и партнера. Проявляйте креатив и творчество.

Конечно, это только начало. Можно еще много что сказать о способах поведения на каждом из этапов, об эмоциях и их эффективной трансформации, о понимании себя и партнера внутри конфликта, об эмоциональной поддержке. Каждый из нас невероятно уникален, бесконечен для исследования. Данная статья может помочь изменить угол зрения, а это уже немало.

Буду рада быть полезной, вы можете записаться на онлайн-консультацию по психологии и очно с Санкт-Петербурге, телефон для связи 8-981-248-66-40.

 

Картинка статьи

Наталия Махиня

Психолог

2500 руб.

Очная консультация

2500 руб.

Очная консультация

Кейсы связанные с данной статьей

Разреши себе злиться

Злость - совершенно нормальное явление, и каждый человек испытывает его по тем или иным причинам. Однако некоторые люди не позволяют себе испытывать гнев или злость.

поможет разобраться
Форманчук Юлия Викторовна

Деньги, папа и отношения

Вопрос самооценки — один из важнейших в терапии. Нередко именно самооценка приводит людей в кабинет психолога. И многие знают, что отношение к себе формируется из набора факторов (индивидуальных для каждого). Так какие это могут быть факторы? И как они на нас влияют?

поможет разобраться
Кузьмина Анастасия

Похожие статьи

Преимущества нашего сервиса

Прозрачная работа

Предоставляем прямой доступ к психологу без лишних вопросов и консультаций. Можно оставить запрос онлайн прямо на сайте.

Тщательно отбираем специалистов

Наша база постоянно пополняется квалифицированными психологами из самых разных областей психотерапии.

Бесплатно для Вас

Сервис бесплатен для клиентов. Вы выбираете специалиста и платите только за консультацию (напрямую психологу).

Для психологов

Предлагаем полезные сервисы для психологов для привлечения и работе с клиентами не только в вашем городе, но и с возможностью проведения сессий онлайн.

Все сервисы и условия по размещению анкеты на нашем сайте, публикации статей и полезных сервисов для вашей деятельности вы сможете найти в личном кабинете после регистрации.